Типичные салоны красоты


<< назад к списку

Руслан Прилуцкий

Уважаемые друзья! Если вы задумались о приобретение салонного бизнеса, то эта статья призвана помочь вам избежать неоправданных рисков, снизить ваши затраты при покупке.

Не секрет, что процесс покупки салонного бизнеса связан с тем, что вы можете запросто купить «тёмную лошадку, чей реальный «цвет» может выявиться уже спустя какое-то время, и последствия могут быть самыми плачевными. Моя задача, как эксперта по купле-продаже готового бизнеса (у меня многолетний опыт в этой области), рассказать вам о возможных рисках. Тут ведь как? И знание – сила, и предупреждён – значит вооружён.

На рынке готового бизнеса, без сомнений, работают и нечестные люди, которые попытаются вам «впарить» некачественный товар. Есть несколько способов проанализировать покупаемое, и обо всех я постараюсь вам рассказать.

Начнём с типизации видов готовых бизнесов в индустрии красоты и здоровья. Эта градация условна, конечно, но она может существенно сэкономить ваше время при первоначальной оценке салона красоты:

1. «Прибыльный» салон красоты (рентабельность – от 35% годовых, требуется участие владельца бизнеса в ежедневной работе не менее 120 часов в месяц). Сами подумайте – а так ли часто продаёт ли кто-нибудь то, что приносит прибыль? Ответ: нет, не часто. Кто в здравом уме будет продавать дойную коровку? Поэтому внимание! – вас наверняка будут убеждать, что владелец бизнеса уезжает на ПМЖ за границу. Общение с продавцами показывает, что это – самая «распространённая» причина продажи бизнеса. А что поток иммиграции велик? Особенно из Москвы? Да разве? Вот и я о том же. Кстати, самое любопытное, что вот, к примеру, иммиграционная служба полагает, что это в Москву всех манит, как пряником, а вовсе не наоборот… Наверно, все, кто хотел уехать, давным-давно сменили своё местожительство.

Почему же так усердно потенциальным покупателям рассказывают про смену места жительства хозяина бизнеса? См. пункт № 4 ниже.

2. Так называемые «Стартапы» – или салоны красоты, чей срок существования не превышает года. Да, такие салоны уже функционирует, но – внимание! – клиентская база вряд ли составляет серьёзную величину, т. е. попросту минимальна, выручка почему – нестабильна, а о доходности вообще говорить просто рано.

3. Салон красоты с имуществом (недвижимость, оборудование)которым салон владеет, а не на аренде, однако не приносящий суммарный доход выше 30% в год от своей начальной стоимости.

4. Просто «банкрот» (перманентно убыточный бизнес, близкий к банкротству). Достаточно часто на продажу выставляется совершенно «мёртвый» салонный  бизнес; ему не поможет даже экстренная реанимационная помощь. Однако продавцы вовсе не будут вам говорить о мертвенной бледности на челе красивого бизнеса, они будут подавать его цветущего здоровяка. Дело в том, что многие салоны красоты до сих пор работают по «серой» схеме, поэтому продавец может говорить практически что угодно. Другими словами, продавцы и брокеры могут говорить вам, что, да, скрытая часть доходов просто «не показывается», чтобы не платить налоги. Делайте выводы сами.

Ценообразование предприятий индустрии красоты и здоровья варьируется, каких-то незыблемых стандартов нет. Салоны-банкроты обычно продаются по их ликвидационной стоимости, иное дело с ценой готового и действующего бизнеса. Обычно она составляет двух-, а иногда и трёхлетнюю окупаемость ваших первоначальных вложений. По моим наблюдениям, именно в этом, «красивом» бизнесе чаще всего вешают много лапши на уши доверчивому покупателю, убеждая его, что даже откровенно убыточный салонный бизнес приносит доходы всегда…

Поэтому брокеры и продавцы, не мудрствуя лукаво, беря за неоспоримую истину утверждение, что салонный бизнес в принципе не может быть убыточным, пытаются продать вам низкодоходный или убыточный бизнес по цене высокодоходного.

Есть ли выход?

Да, есть. Возьмите в помощь при оценке надёжного консультанта. Он поможет вам проверить «больные» точки бизнеса, укажет на адекватность или неадекватность запросов продавца, поможет сбить цену, если это необходимо.

Давайте остановимся на секунду на том, КАК можно оценить салонные бизнесы (возьмём три последних категории). Их оценка интуитивно понятна, потому что обычно состоит только лишь из оценки материальных и нематериальных активов бизнеса.

«Но позвольте!» – слышу я ваш голос… – «А как же салон красоты, который работает 2-3 года, но ещё не вышел на «точку безубыточности»? Ведь если создавать с салон красоты с нуля, нужно также потратить немало денег, сил и времени.»

Верно. Можно купить салон красоты, который ещё не стал прибыльным. Но возникает вопрос: а выйдет ли этот бизнес на прибыльность вообще, и ещё – когда, собственно, выйдет-то?

У меня такого однозначного ответа нет. А можете ли вы ответить?

Логично поразмышлять на тему о том, что, возможно, этот салон и продают по той причине, что уже испробовано всё. Считать других людей за дураков, которым не по плечу нормальные задачи, конечно, можно. Но уверены ли вы в том, что именно вы вытянете проект на необходимый уровень? Если уверены, то заказ комплексного анализа бизнеса перед покупкой в любом случае не помешает. Вероятно, что, увидев результаты, вы передумаете. Ведь комплексный анализ даст вам полноценную картину того, что вы собрались покупать.

Надеюсь, что способ, которым вычисляются неадекватные бизнесы, вам уже понятен. И типичные ошибки при покупке салонов красоты – тоже понятны.

Поэтому логично перейти к реально прибыльным салонам красоты. Они есть.

Моё утверждение слегка противоречит моему же предыдущему утверждению, что прибыльные бизнесы продаются редко. Да, это так. Но и не совсем так.

Даже прибыльные салоны красоты ТОЖЕ продаются. Редко, но продаются.

Поэтому универсальных рецептов не существует. Чтобы обнаружить что-то стоящее, следует иногда и посмотреть на то, что ни в коем случае приобретать нельзя. Каждый красивый бизнес уникален, его нужно «пощупать» и проверить на своё чутьё. Ведь не секрет, что есть стандартные моменты, которые вы должны уточнить, а есть и то, что во всём мире зовётся наитием.

А пока суммируем, на мой взгляд, важные моменты:

При знакомстве с предприятием индустрии красоты и здоровья вам вручат подробное описание бизнеса. В нём будет обрисована структура и финансовая модель - обычно предоставляется презентация бизнеса, или так называемый, инвестиционный меморандум.

Ваш покорный слуга часто видел, как продавцы стараются поскорее получить задаток от покупателя. Но спешить – значит людей смешить!

Помните, пожалуйста, что вы имеете право, и без внесениязадатка, просмотреть основные документы: учредительные и разрешительные документы, договор аренды с планом расположения, перечень имущества и товарных остатков, прошлогодний баланс с отчётом о прибылях и убытках (обычно в виде приложений к инвестиционному меморандуму).

Обратите внимание на следующее: изучите ту часть, что посвящена бухгалтерской и управленческой отчётности компании за последние три года с расшифровками статей доходов и расходов, второе – в меморандуме обязательно должна быть глава о персонале с подробным описанием условий работы, датой найма, дальнейшими планами и т. д. Непременно обязаны быть подробно расписанные по статьям все материальные активы, товарные остатки – по результатам последней инвентаризации, должны быть готовы и юридические документы для совместной инвентаризации. Ведь по результатам совместной инвентаризации итоговая цена бизнеса может быть скорректирована!

Не должно быть никаких задолженностей, невыплаченных займов и текущих прочих обязательств. Если они есть, они должны быть подробно расписаны и учтены в конечном ценообразовании, должны быть также готовы юридические гарантии для будущего покупателя об их отсутствии или корректировки итоговой цены по результатам.

Напоследок проглядим правильно составленный договор купли продажи (далее сокращенно ДКП).

Этот самый ДКП должен максимально однозначно расписывать структуру сделки, точки выхода из сделки с возвратом задатка, условия корректировки снижения цены, ответственность сторон. Если этого не будет, то вы запросто можете оказаться в ситуации из которой нет иного выхода, кроме потери ваших же средств. Помните об этом.

Ни в коем случае нельзя соглашаться на предложение оценить салонный бизнес «на глазок». Если нет инвестиционного меморандума, перечня активов, отчётности, зато есть явное желание подписать ДКП немедля и внести задаток, то лучше сделать дяде или тёте ручкой сразу, ну или просто повременить со сделкой. Дело в том, что вы не сможете «на глазок» же определить необходимо-достаточные для защиты ваших рисков и интересов факторы, этого нельзя сделать без предварительного анализа. Если договор купли-продажи не учитывает этого, то вы однозначно можете сесть в лужу. И серьёзную.

Есть ли рецепт?

Есть, конечно. Надо предложить подобным «продавцам» подготовить подробное описание своего бизнеса с вышеперечисленными требованиями. И всё. Затем прочитайте подготовленное досье, делая свои выводы, свяжитесь с нами, закажите предварительный анализ бизнеса, определите его рыночную стоимость, исходя из предварительного анализа. Мы вам поможем точнее узнать про риски и особенности данного бизнеса. После этого можно приступать к процедуре обсуждения цены. Если продавец идёт на то, чтобы прописать ваши риски в ДКП, а также – обязательно в договоре будет возможность выхода из сделки, то этот договор можно подписывать!

Друзья, я попытался обозначить самые типичные ошибки при покупке салонов красоты. Остались вопросы? Воспользуйтесь возможностью задать их.

 

19.08.2012

Google

Лето закончилось, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами

 

 



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Типичные ошибки при покупке салонов красоты - Фабрика Бизнеса Приготовление котлет в духовке пошагово с фото

Типичные салоны красоты Типичные салоны красоты Типичные салоны красоты Типичные салоны красоты Типичные салоны красоты Типичные салоны красоты Типичные салоны красоты

Похожие новости